Психолого-педагогическое (коррекционное) сопровождение детей
Алгоритм взаимодействия специалистов, участвующих в психолого-педагогическом сопровождении детей с ОВЗ
Когда стоит обращаться к логопеду?
до 1 года – если у ребенка нет гуления и лепета, то есть попыток произносить сначала отдельные звуки («агу», «гы», «кхх»), а затем повторяющиеся слоги («бубу», «гиги», «диди», «тата»).
1-2 года – если ребенок не говорит.
2-3 года – если ребенок все понимает, но отказывается говорить, если он почти не произносит понятные слова, но при этом активно и много общается на «своем» языке.
4-6 лет – если ребенок говорит невнятно, звуки смазанные и нечеткие. Проблемы с речью есть, если малыш смягчает простые звуки («щапка» вместо «шапка», «тяшка» вместо «чашка», «масинка» вместо «машинка»), не выговаривает или заменяет их («тот» вместо «кот»).
старше 6 лет – если ребенок не произносит или выговаривает неправильно какие-то звуки («р», «л»), запинается, заикается, повторяет первые слоги и звуки. Веские причины обращения к логопеду – неспособность ребенка отвечать на вопросы, запоминать и пересказывать короткие стишки, рассказы, пропуск или замена слогов в длинных словах.
Советы родителям детей с РАС (расстройством аутистического спектра)
Для наиболее эффективного взаимодействия с детьми с РАС рекомендуется использовать правило 5 «не»:
- Не говорите громко;
- Не делайте резких движений;
- Не смотрите пристально в глаза ребёнку;
- Не обращайтесь прямо к ребёнку;
- Не будьте слишком активным и навязчивым.
1. Будьте последовательны в действиях. Соблюдение единства требований дома и на занятиях со специалистами влияет на успех ребѐнка.
2. Сделайте жизнь ребёнка понятной для него и предсказуемой. Для того чтобы ребёнок чувствовал себя спокойно, необходимо составить расписание и чётко ему следовать. В случае изменения привычного плана нужно заранее подготовить к этому ребёнка.
3. Хвалите ребёнка за хорошее поведение. Поощряйте его сразу, как только он выполняет инструкцию или применяет новый навык. Эмоциональная награда поможет быстрее сформировать у ребёнка нужное поведение.
4. Создайте ребёнку его личную зону, где он сможет побыть один.
5. Изучите сенсорные особенности ребёнка. Выясните, какие звуки неприятны вашему ребенку, а какие наоборот, его успокаивают. Зная это, можно предотвратить негативные реакции. Степень улучшения поведения и развития Вашего ребенка зависит от той поддержки, которую Вы ему оказываете.